Главная > Portal Games, Без рубрики > Portal games: недовольство ассортиментом

Portal games: недовольство ассортиментом

В разгар раскрутки рекламной кампании Portal Games, посвящённой игре First Martians: Adventures on the Red Planet (Pierwsi Marsianie: Przygody an Czerwonej Planecie) Сергей Афанасьев в своём бородатом блоге поделился размышлениями, за что он не любит игры вышеназванного издательства.

В определеных кругах настольщиков бытует мнение, что польское издательство «Portal Games» во главе с его основателем и идеологом Игнацием «Наше все» Тшевичеком выпускает только гениальные и восхитительные игры. Ими принято заочно восторгаться и нахваливать с первых же анонсов. Твиты Игнация создают волны хайпа, призывая скорее оформлять предзаказ на очередной хит. Но так ли хороши их игры, чтобы бросать в монитор деньги только при виде макета коробки и пары абзацов описания? Давайте разбираться.

Безусловно, Игнаций молодец. Он очень грамотный маркетолог, отчаянный гик и баловень судьбы, сумевший в кратчайшие сроки пройти путь от никому неизвестного разработчика до руководителя собственного издательства, известного на весь мир. Но его подход к играм меня просто убивает. Бизнес-стратегия «Portal Games» представляется мне как бесконечный выпуск допов и переизданий, обязательно разбавленных громкими новинками, над проработкой которых никто не заморачивается. А зачем? На волне хайпа все раскупят, а они потом выпустят дополнение, правящее баланс. А потом еще одно, и еще. Самое интересное, что у них это раз за разом прокатывает — аудитория фанатов сформирована, можно пожинать плоды.

Другими словами, маркетинг прекрасен – игры выглядит шикарно, оформление радует глаз, а интернет переполнен заявлениями о новых революционных механиках, доселе невиданном геймплее и невероятных ощущениях. Руки сами собой начинают тянуться к кошельку! Только вот с покупкой большинства их игр лучше повременить до первых адекватных отзывов. Чтобы потом не было мучительно больно. Дабы не быть голословным, давайте пробежимся по основным играм издательства.

«51st State»
Карточная постапокалиптическая стратегия про разборки нескольких фракций. Звучит интригующе, но по факту игра сплошной однообразный гринд ради еще большего гринда. Дополнения только усугубляют эту проблему. Плюс ужасная иконографика и несколько перегруженный геймплэй, вызывающий у некоторых паралич анализа.

«The New Era»
Игнаций учел свои ошибки с «51 штатом» и через некоторое время выпустил новую игру (самостоятельное дополнение) – «The New Era», которая частично исправила вышеописанные недостатки предшественницы.

«Imperial Settlers»
Но и «Новой эры» оказалось мало. Снова взявшись за карточно-фишечный движок, Игнаций сваял «Поселенцев», которые должны были быть лучше, понятнее и бодрее. Заменив мрачных постапокалиптических бойцов на веселых пузатых человечков, допилив правила и добавив индивидуальные колоды фракций с возможностью их настройки под себя, «Portal Games» выпустили, казалось бы, идеальную игру. Я и сам был от нее в восторге первое время, пока не осознал, что «Поселенцы» это игра про удачные топдеки. Зашла карта — победил, не зашла — давай, до свиданья! Добавим к этому дополнения, каждое из которых добавляет в игру все более имбовые фракции и отсутствие нормальной возможности сборки колоды. «Portal Games» до сих пор не определились с тем, как объединять карты из разных дополнений! Но продолжают выпускать новые. Пипл-то хавает. В общем, мои «Поселенцы» ушли на барахолку вместе с допом, о чем я ни разу не пожалел.

«51st State: Master Set»
Не прошло и года с выхода первого крупного дополнения к «Поселенцам», как «Portal Games» анонсируют новую улучшенную и доработанную версию «51 штата» — теперь с деревянными фишками, как в «Поселенцах!» Круг замкнулся. Змея пожрала свой хвост.
Тем временем, первое дополнение к «Мастер сету» уже не за горами.

«Neuroshima Hex!»
Вернемся в прошлое и вспомним серию «Neuroshima Hex!», пережившую переиздание и волну дополнений с новыми фракциями. Возможно, что пагубная тенденция с дисбалансными новыми фракциями пошла именно оттуда. Я никогда не забуду записи Игнация о том, как игроки восприняли одну из новых фракций, которую долгое время никто не мог победить. Игнаций паниковал, рвал на себе волосы, а ответственный геймдизайнер отвечал «они просто не научились играть против нее». Через какое-то время все устаканилось и Игнаций снова стал весел и доволен. Но проблема с балансом так и не разрешилась.

«Robinson Crusoe: Adventure on the Cursed Island»
Вспомним «Робинзона Крузо» — «самый атмосферный симулятор выживания на необитаемом острове». Действительно, не многие пробиваются через дебри его разрозненных правил. Написаны они ОЧЕНЬ плохо. Чтобы отыграть все именно так, как и задумывал автор, вам придется часами читать форумы BGG перед игрой и после. После такого многие напрочь забывают о какой-либо атмосфере и игра превращается в нелепое перекладывание тайлов и кубиков. В грядущем переиздании должны восполнить этот недостаток. Посмотрим, что получится.

«Stronghold»
Стратегия про осаду фэнтезийной средневековой крепости – одна сторона играет за нападающих, другая за обороняющихся. Хороший замысел и название, навевающее воспоминания о серии одноименных компьютерных игр про эпические бои с применением приставных лестниц, требушетов, кипящего масла и прочих осадных атрибутов тех времен. К сожалению, настольная версия оказалась поломана — в большинстве случаев защитникам намного проще одержать победу. К игре выпустили дополнение с нежитью, но оно провалилось, не решив проблемы.
В 2016 году игру переиздали, назвав «Sronghold (second edition)», а на этот год запланирован выход ремейка дополнения с нежитью.

«Tides of Time»
На очереди у нас «карманная цивилизация» «Tides of Time» и моя излюбленная цитата Игнация о том, как они умудрились посадить самолет на крышу телефонной будки, уместив в восемнадцати картах глубокую стратегию. Глубокую стратегию, серьезно?
«Tides of Time» неплохой филлер на двоих, но он во всем подражает игре «7 чудес», режим игры для двоих в которой оставляет желать лучшего. С выходом же «7 чудес: дуэль» эта проблема полностью отпадает, и «Tides of Time» можно смело отправить на свалку истории. Но нет, постойте, мы выпустили новую «Tides of Madness» с Ктулуху и жетонами безумия!

«Cry Havoc»
И, наконец, мы добрались до главной прошлогодней новинки издательства – военной стратегии «Cry Havoc», обещавшей нам ассиметричные стороны конфликта, инновационные механики и сногсшибательный геймплэй в духе классических стратегий типа «Starcraft». По факту получилась простенькая игра в духе старой «Nexus Ops». Из обещаний оправдалась лишь ассиметричность сторон – все они такие разные и совершенно дисбалансные. Дополнение-патч уже пилят, вы там держитесь!

Вышеописанные игры имеют свою аудиторию фанатов, они по-своему интересны и оригинальны. Но обратите внимание, что большинство из них нуждается в ремейках и дополнениях, которые, порой, планируют еще до выхода самой игры.

Что я хотел всем этим сказать? Во-первых, что даже такие знаменитые и популярные издательства, как «Portal Games» могут выпускать недоработанные игры. Один раз может быть и случайность, но несколько — уже статистика. Во-вторых, они эксплуатируют одну и ту же идею по десять раз, каждый раз подавая ее под новым соусом. И, в-третьих, «Portal Games» делают это с человеческим лицом, как бы говоря: «Эй, приятель, мы такие же геймеры как ты! Мы сделали самую крутую игру, точно тебе говорим! Жми preorder, пока не поздно!». Фэйсбук, Твиттер, Инстаграм — всюду вы увидите Игнация и его преувеличенные эмоции. Он охотно отвечает читателям, добавляется в друзья и продает вам свои игры. Но когда вы с горящими глазами их открываете, приходит осознание того, что вас снова обманули.

«Portal Games» умеют создавать хайп и грамотно этим пользуются, с каждым анонсом обещая что-то совершенно чумовое и не всегда выполняя свои обещания.

Поэтому не нужно сломя голову бежать и вкладывать деньги в проект, завидев первый анонс. Будьте более критичными! Со временем у вас выработается чутье и здравый скептицизм, которые не раз помогут вам сэкономить деньги и уберегут от разочарования.

  1. 28 февраля 2017 в 23:48 | #1

    Привет, Артур!
    Можно тебя попросить не так дословно цитировать мою статью? Пару абзацев, а дальше «подробнее по ссылке». Ну и твое мнение по этому поводу неплохо бы услышать.

  2. Agent_lik
    29 апреля 2017 в 13:46 | #2

    @Сергей
    Сергей, без проблем. Но Тапилин в своём блоге поступает именно так. Полностью собирает контент из разных источников, в том числе и из тесеры и из других блогов с ссылкой на авторов. Я поступил точно так же, в таком же стиле. Если в следующий раз затронутся темы о польских настолках или авторах, то поступлю, как пожелаешь. Не проблема.

    Что касается, Игнация и Portal Games, то, мне кажется, что Игнаций идёт тем же путём, что и Уве — развивает одну и ту же линию или модифицирует её. И таким образом появляются новые названия на коробках. После твоей статьи стал более критично смотреть на такие вещи. Игр Portal Games в коллекции нет, а из всего вышеперечисленного играл только в Робинзона, но все остальные игры не впечатлили по тематике или механике или по отзывам 🙂 Я больше склоняюсь к играм Хватила. Они разнообразные и абсолютно разные. Но это уже другая тема 🙂

  3. 29 апреля 2017 в 14:25 | #3

    Тапилин? Этот тот человек, который казино на своем сайте рекламировал? По-моему, это плохой пример для подражания. Особенно учитывая, что 90% материалов его сайта либо так вот украдены, либо написаны другими людьми.

  4. Agent_lik
    29 апреля 2017 в 14:34 | #4

    @Сергей
    Ок. Будем исправляться. Тем более, что чужие обзоры я точно красть не собираюсь. Но так как опыта в таком деле, как ведение блога о настолках, у меня маловато, то могу набить по пути немало шишек. В любом случае, спасибо за мнение. Я прислушаюсь.